Дворцовая площадь | Palace Square.

Дворцовая площадь историческая справка.

Предыстория площади связана с закладкой 5 ноября 1704 года Адмиралтейской крепости-верфи. Согласно требованиям военного времени Адмиралтейство окружили валами и рвом. Перед ним простиралось обширное открытое пространство — гласис, необходимый для действий крепостной артиллерии в случае вражеского нападения с суши. Вскоре после основания Адмиралтейство утратило функцию боевой крепости и вместе с ней постепенно ушло в прошлое и фортификационное значение гласит. Первое время его территорию использовали для складирования и хранения строительного корабельного леса, больших якорей, других адмиралтейских припасов. Примерно с 1712 по 1717 годы на части бывшего гласиса находился Морской рынок , а территория заросла травой и превратилась в Адмиралтейский луг.

В 1721 году по инициативе Петра I была заложена основная планировочная схема Санкт-Петербурга в виде трелучника, исходящего от Адмиралтейства. Два луча (нынешние Невский и Вознесенский проспекты) возникли при Петре I, а третий луч (современная Гороховая улица) появился в 1736—1737 годах. Лучи этих трёх магистралей разделили огромный Адмиралтейский луг на несколько частей. Со времени царствования Анны Иоанновны в этом месте за казённый счёт устраивались празднества с фейерверками и народными гуляньями. На лугу на время торжеств по высочайшим указам возводили потешные павильоны, дворцы, устраивали винные фонтаны, жарились гигантские туши быков, которые затем отдавались на съедение народу. Сохранился любопытный документ от 29 апреля 1743 года, когда Елизавета повелела: «…луг против Зимнего дворца разравнять и засеять овсом». До 1760-х годов Адмиралтейский луг служил вспомогательной строительной площадкой императорского Зимнего дворца. В промежутках между перестройками дворца луг использовался для строевых учений воинских частей и выпаса придворного скота.

 
Большая Луговая улица на плане 1753 г.
В 1753 году Франческо Растрелли предложил архитектурно организовать растекающуюся огромную территорию, создать центральную площадь столицы. Одновременно с окончательным вариантом Зимнего дворца Растрелли проектировал площадь против него. В центре площади, по оси здания, архитектор предполагал установить конный монумент Петра I работы своего отца. Статуя должна была находиться внутри колоннады, состоящей из двух колец с четырьмя прорывами, и бо́льшим из них в сторону императорского дворца. Части луга, оказавшиеся за пределами колоннады, Растрелли намеревался решить в виде куртин строгой геометрической формы. Проект площади получил замкнутый, обособленный характер. Колоннада не была увязана с планировкой примыкающих частей города. Однако центральная ось площади (север — юг), определённая зодчим, прошедшая через главные ворота дворца, выведенная в Большую Луговую, сохранена во всех последующих проектах и окончательно закреплена К. Росси.

В 1763 году Комиссией о каменном строении была опубликована конкурсная программа на составление генерального плана города с целью его дальнейшего благоустройства. Итогом конкурса стал план реконструкции центральной — Дворцовой площади Петербурга, выполненный Алексеем Квасовым и утверждённый 8 февраля 1765 года. Застройка с восточной стороны площади, согласно заданию, была сохранена, а западную границу площади архитектор наметил симметрично направлению Луговой, причём прямая линия этой границы на севере приобретала закругление. Эта линия сохранена на всех планах последующего времени.

 
Вид в сторону Адмиралтейства. Нач. XIX в.
16 июня 1766 года на Дворцовой площади состоялась знаменитая Петербургская Карусель, отличавшаяся особой роскошью, фантазией и размахом. Участники Карусели делились на четыре кадрили: Римскую, Славянскую, Турецкую и Индийскую. Каждая группа имела соответствующие наряды, лошадиную сбрую, вооружение, особые колесницы для участвующих в состязании дам и даже различные музыкальные инструменты — всё это делали специально для праздника. По проекту Антонио Ринальди на площади, которая в то время представляла поросший травой луг, были построены пятиярусный деревянный амфитеатр на несколько тысяч зрителей с отдельными ложами для Екатерины II и двенадцатилетнего великого князя Павла Петровича. Поверху шла балюстрада, украшенная вазами, а барьер расписан гирляндами, воинскими доспехами, львиными головами. Участники Карусели были в роскошных туалетах. Зрители увидели переливающуюся гору богатства и изобилия в драгоценных камнях и кавалерских и конных золотых и серебряных уборах, на цену многих миллионов рублей. Победителями среди дам стала графиня Наталья Чернышева, а среди кавалеров Григорий Орлов в уборе римского воина на гнедом коне.

[свернуть]

Palace Square historical background

 

The background of the square is associated with the laying of the Admiralty fortress-shipyard on November 5, 1704. According to wartime requirements, the Admiralty was surrounded by ramparts and a moat. A vast open space stretched before him – the glacis necessary for the actions of the fortress artillery in the event of an enemy attack from land. Shortly after its founding, the Admiralty lost the function of a military fortress and with it gradually became a thing of the past, and the fortification says. At first, its territory was used for warehousing and storage of shipbuilding timber, large anchors, and other admiralty supplies. From about 1712 to 1717, the Maritime Market was located on a part of the former glacis, and the territory was overgrown with grass and turned into the Admiralty meadow.

In 1721, at the initiative of Peter the Great, the main planning scheme of St. Petersburg was laid in the form of a trelichka coming from the Admiralty. Two rays (the present Nevsky and Voznesensky prospectuses) arose under Peter I, and the third ray (modern Gorokhovaya Street) appeared in 1736-1737. The rays of these three highways divided the huge Admiralty meadow into several parts. Since the reign of Anna Ioannovna, festivities with fireworks and festivities have been held in this place at public expense. Amazing pavilions, palaces were erected in the meadow during the festivities by the highest orders, wine fountains were set up, giant carcasses of bulls were fried, which were then given to the people to eat. An interesting document of April 29, 1743 was preserved, when Elizabeth ordered: “… to level and meadow the oats against the Winter Palace” [5]. Until the 1760s, the Admiralty Meadow served as an auxiliary construction site for the Imperial Winter Palace. In the intervals between the restructuring of the palace, the meadow was used for drill exercises of military units and grazing of court animals.

Bolshaya Lugovaya street on the plan of 1753
In 1753, Francesco Rastrelli proposed to architecturally organize the spreading vast territory, to create the central square of the capital. At the same time as the final version of the Winter Palace, Rastrelli designed a square against it. In the center of the square, along the axis of the building, the architect intended to install the equestrian monument of Peter I by his father. The statue was supposed to be inside the colonnade, consisting of two rings with four breakthroughs, and the larger of them towards the imperial palace. Parts of the meadow that were outside the colonnade, Rastrelli intended to solve in the form of curtains of strict geometric shape. The design of the square has received a closed, isolated character. The colonnade was not linked to the layout of the adjacent parts of the city. However, the central axis of the square (north-south), defined by the architect, passed through the main gate of the palace, displayed on Bolshaya Lugovaya, is preserved in all subsequent projects and finally fixed by C. Rossi.

In 1763, the Commission on Stone Building published a competitive program for the preparation of a general plan of the city with a view to its further improvement. The result of the competition was a plan for the reconstruction of the central Palace Square of St. Petersburg, completed by Alexei Kvasov and approved on February 8, 1765. The building on the eastern side of the square, according to the assignment, was preserved, and the architect outlined the western border of the square symmetrically to the Lugovoi direction, and the straight line of this border in the north became rounded. This line is kept on all plans for the next time.

View towards the Admiralty. The beginning XIX century
On June 16, 1766, the famous Petersburg Carousel was held on Palace Square, which was distinguished by special luxury, imagination and scope. Participants of the Carousel were divided into four quadrille: Roman, Slavic, Turkish and Indian. Each group had the appropriate outfits, horse harness, weapons, special chariots for the ladies participating in the competition, and even various musical instruments – all this was done specifically for the holiday. According to the design of Antonio Rinaldi, a five-tier wooden amphitheater for several thousand spectators with separate lodges for Catherine II and the twelve-year-old Grand Duke Pavel Petrovich was built on the square, which at that time represented a grassy meadow. Above was a balustrade decorated with vases, and the barrier was painted with garlands, military armor, and lion heads. Carousel members were in luxurious toilets. Viewers saw an iridescent mountain of wealth and abundance in precious stones and cavalry and equestrian gold and silver furs, at the price of many millions of rubles. The winners among the ladies were Countess Natalya Chernysheva, and among the gentlemen Grigory Orlov in the dress of a Roman warrior on a bay horse.

 

[свернуть]